Наша прекрасная страна раскинулась на 1/6 части суши, а если прибавить к этому расстоянию Беларусь и Казахстан, то из конца в конец можно ехать на машине несколько недель. По этому великому пространству днём и ночью бежит около 3 миллионов грузовиков от «каблучка» до «джамбо». Давайте рассмотрим положение вещей под разными углами: со стороны водителя и со стороны таких участников дорожного движения, как власти и эксплуатационники. Итак:
За рулём сидят уставшие водители, которые благополучно совмещают в себе сразу несколько профессий – водителя, экспедитора, грузчика, механика, иногда бухгалтера. Они проезжают за календарный месяц от 4000 до 15 000 км, зачастую с перегрузом, при этом режим труда и отдыха далёк от идеала. Будем честными - работа почти, как на плантациях в Южной Америке. Людей, вроде-бы, нужно понять, зарабатывают свой хлеб в поте лица, но… примерно на 8-10-ом часе вождения случаются самые страшные аварии и страдают невинные. Это одна сторона медали.
Рассмотрим ситуацию с точки зрения государства, безопасности и эксплуатации дорог.
Существует конвенция по труду и отдыху водительских экипажей, закон об обязательном оснащении тахографами транспортных средств, нормативы КЗОТ, нормативы предельных нагрузок на оси, наконец – уголовное законодательство. Соблюдая все эти правила и законы, можно до предела снизить аварийность, разрушение дорожного покрытия и смертность от ДТП.
Но… снизится ПРИБЫЛЬ владельцев транспортных компаний и частных перевозчиков. И тут на первое место выходит К. Маркс с известной книгой «Капитал». Прибыль — это двигатель экономики. Не стоит забывать про чудовищное количество серых и чёрных схем ухода от уплаты налогов, неизвестное количество километров пробега. По ориентировочным подсчетам ёмкость серого транспортного рынка Содружества оценивали в 6 трлн. рублей РФ. Вот откуда у власти появилось желание ввести «Платон» и весогабаритный контроль, а у сообщества владельцев грузовиков появилось потребность организовать протестные движения и всячески бойкотировать непопулярные нововведения. Должны заметить со всей профессиональной откровенностью, что ни «Платон», ни весогабаритный контроль, ни нынешняя дорожная инфраструктура, ни требования дальнобойщиков особой прозрачностью и честностью не отличаются. Государство давит, народ сопротивляется, все стараются защитить свои денежные интересы. Всё по Марксу. История показывает, что государство вряд ли проиграет в этой битве. Придется перестраиваться всей системе перевозок. Вариантов не много. И один из них, но неизбежный, это выход из тени основной массы перевозчиков. В этом случае сохранить прибыльность можно только путем сокращения издержек и оптимизации расходов. Рынок уже предлагает различные методы автоматизации расчета стоимости перевозок и сокращения расходов по транспортной логистике. Но это пока не получило должного распространения. Один из перспективных путей развития- построение недорогой системы, которая будет точно рассчитывать справедливую стоимость рейса, учитывать налоговую нагрузку, безопасное время доставки с учётом конвенции ЕСТР. Разработки уже есть. На сегодняшний день наиболее точные данные показывает продукт, разработанный сотрудниками транспортной компании «Чес(т)нок». г. Клин. В системе уже заложены и рассчитаны 27 миллиардов маршрутов стран Содружества с любым весом, объёмом груза и категорией машины. В результате пользователь или владелец грузовика за секунды получает от 4 до 8 параметров рейса и отрисованную карту маршрута с точками стоянок, заправками, пунктами питания, ремонтными организациями.
Сервис очень удобный, простой в использовании, дружелюбный и бесплатный. В системе зарегистрировалось большое количество участников и их число продолжает увеличиваться. Также можно подписаться на его платную версию и за небольшую стоимость (250 рублей) система пересчитает все маршруты применительно к Вашему персональному транспортному средству или целому парку машин.
Ближайшее будущее определит грядущие изменения на рынке грузовых автоперевозок и пути сокращения издержек всей транспортной системы.