Тормозная система автомобиля – это совокупность механизмов, необходимых для контроля и управления скоростью транспорта, его остановки или удержания на месте. Поэтому знать её устройство нужно каждому владельцу транспортного средства. Это не менее важный механизм, чем рулевое управление или, к примеру, двигатель.
Типы тормозной системы в машине
На машинах может быть четыре разных типа тормозов, которые отличаются друг от друга принципом действия. Одни из них уже практически не используется, а другие, наоборот, находятся в приоритете. Так, в автомобилях могут быть следующие тормоза:
-
Пневматические;
-
Ленточные;
-
Гидравлические;
-
Механические.
Ленточные механизмы сейчас не используются. Они были встроены в самые первые автомобили. Такие конструкции для торможения характеризуются достаточно малой эффективностью и вынуждают водителя прилагать серьёзные усилия для остановки транспорта.
Из чего состоит тормозная система машины
Независимо от типа тормозов, в современных автомобилях встроено сразу три типа тормозных систем:
-
Первый – рабочий тип. Он позволяет управлять и при необходимости снижать скорость машины, в том числе останавливать её.
-
Второй тип – это запасной (или вспомогательный). Они применяются в случае поломки предыдущей. Принцип его работы аналогичен рабочему типу.
-
И третий тип – это стояночный. Он разработан специально для удержания транспорта на одном месте в течение долгого времени.
Любая тормозная машинная система состоит из двух основных групп механизмов – приводные и непосредственно тормозящие. Строение обеих групп включает в себя такие детали:
-
Колесный цилиндр;
-
Тросовый привод;
-
Педаль;
-
Мастер-цилиндр;
-
Рукоятки и рычаги;
-
Тормозные диски;
-
Суппорт;
-
Вакуумный усилитель и т.д.
Принцип работы машинных тормозов
Рассмотрим принцип работы тормозов на примере самого распространенного типа – гидравлического:
-
Водитель нажимает на педаль, что приводит к увеличению давления в системе. Эта сила передаётся основному цилиндру. Дополнительно в работу включается и усилитель;
-
Тормозная жидкость, находясь под давлением, передвигается по трубам до колёсных цилиндров;
-
Затем активируются колёсные поршни: колодки соприкасаются с дисками/барабанами для торможения. Машина начинает постепенно останавливаться.
Чем сильнее водитель будет нажимать на педаль, тем быстрее сработают тормоза.
Частые неисправности автомобильных тормозных систем
Автовладельцы могут столкнуться с такими неисправностями в тормозах:
-
Изменение движения машины при остановке. Другими словами, при торможении автомобиль словно «уносит» в другую сторону;
-
Скрипят тормоза. Это может свидетельствовать о проблемах с колодками, суппортами или дисками;
-
Увеличение свободного хода педали;
-
Ещё одна проблема, связанная с педалями – это её «проваливание» или, наоборот, заедание;
-
Появление сильных вибраций при торможении;
-
Истирание колодок.
Говоря о безопасности вождения нельзя не уделить внимание тормозам. Исправно работающая машинная система торможения – это один из ключевых параметров качества автомобиля.